Как будут работать новые санкции против российской нефти?
С 5 декабря 2022 года должно вступить в силу эмбарго на морские перевозки нефти из РФ в страны ЕС. Кроме того, как ранее сообщала The Wall Street Journal, потолок цен на российскую нефть могут согласовать 23 ноября. Однако поздно вечером Bloomberg сообщило, что переговоры в ЕС относительно последнего вопроса зашли в тупик.
Собеседники Business FM описывают ситуацию как противоречивую. С одной стороны, ясно, что от эмбарго и ограничения цен никто не откажется. А с другой — нужно решать, как будут работать в Европе российские нефтеперерабатывающие заводы. Например, в Болгарии вроде бы нашли выход. Там местный крупный НПЗ принадлежит «Лукойлу». Ему разрешат производить нефть и продавать нефтепродукты, но с одним условием: этот НПЗ должен перерегистрироваться в Болгарии и платить в этой стране налоги. При этом важность предприятия не только для Софии, но и для всех Балкан сложно переоценить, говорит председатель правления Евразийского института геополитики и экономики в Болгарии Пламен Милетков:
Похожая ситуация в Италии, где у «Лукойла» на Сицилии тоже есть крупный завод. И он после введения эмбарго тоже может остаться без сырья. Недавно были сообщения, что власти страны могут попросить у ЕС отсрочку запрета поставок конкретно для этого НПЗ. А еще нужно договориться о банковских гарантиях для этих поставок. Ходят разговоры, что завод могут национализировать. А возможно, и найдут на него покупателя. Он уже был — одна из американских инвесткомпаний. Но «Лукойл», как недавно писали СМИ, отказался от сделки, поскольку усомнился, что покупатель сможет заплатить деньги. Формально российская компания не под санкциями. Возможно, сделка все-таки состоится, а профинансирует ее трейдер Vitol. В любом случае этот завод очень важен для страны, замечает итальянский журналист Сергей Иезуитов:
Радикальнее всего проблемы решили в Германии, где власти уже взяли под контроль нефтеперерабатывающие активы «Роснефти». А еще нужно сложить пасьянс с поставками в Сербию, где есть НПЗ у «Газпромнефти». С 5 декабря нельзя будет привезти российскую нефть в Хорватию, откуда она транзитом идет на этот завод, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Зато появилось примерное понятие об ограничении цены на российскую нефть. Американские СМИ сообщили, что прайс-кэп составит 60-70 долларов, что достаточно комфортно для российского бюджета. В США разрешили морские перевозки российской нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-2», в Японию. И для этих поставок не будет действовать потолок цен.
Заодно в Штатах разъяснили, что если сырье перерабатывается за пределами России, то на его экспорт прайс-кэп действовать не будет. Правда, для этого ее сначала нужно привезти для переработки, и вот на это потолок будет распространяться, если, конечно, страна, в которую ее привезут, присоединится к санкциям. И это должна быть именно переработка, а не смешение, но если в танкере будет минимальное количество российской нефти, то тоже потолка не будет. В общем, конструкция получается сложная, и, как она будет работать, все равно до конца непонятно.
Собеседники Business FM описывают ситуацию как противоречивую. С одной стороны, ясно, что от эмбарго и ограничения цен никто не откажется. А с другой — нужно решать, как будут работать в Европе российские нефтеперерабатывающие заводы. Например, в Болгарии вроде бы нашли выход. Там местный крупный НПЗ принадлежит «Лукойлу». Ему разрешат производить нефть и продавать нефтепродукты, но с одним условием: этот НПЗ должен перерегистрироваться в Болгарии и платить в этой стране налоги. При этом важность предприятия не только для Софии, но и для всех Балкан сложно переоценить, говорит председатель правления Евразийского института геополитики и экономики в Болгарии Пламен Милетков:
председатель правления Евразийского института геополитики и экономики в Болгарии
«НПЗ «Лукойла» в Болгарии — это самый большой НПЗ на территории Балкан. И они продают свою продукцию и Греции, и Македонии, и Албании. У них хороший рынок и в Болгарии, и в Турции тоже продают. Если закроют этот НПЗ, то все Балканы останутся без топлива».
«НПЗ «Лукойла» в Болгарии — это самый большой НПЗ на территории Балкан. И они продают свою продукцию и Греции, и Македонии, и Албании. У них хороший рынок и в Болгарии, и в Турции тоже продают. Если закроют этот НПЗ, то все Балканы останутся без топлива».
Похожая ситуация в Италии, где у «Лукойла» на Сицилии тоже есть крупный завод. И он после введения эмбарго тоже может остаться без сырья. Недавно были сообщения, что власти страны могут попросить у ЕС отсрочку запрета поставок конкретно для этого НПЗ. А еще нужно договориться о банковских гарантиях для этих поставок. Ходят разговоры, что завод могут национализировать. А возможно, и найдут на него покупателя. Он уже был — одна из американских инвесткомпаний. Но «Лукойл», как недавно писали СМИ, отказался от сделки, поскольку усомнился, что покупатель сможет заплатить деньги. Формально российская компания не под санкциями. Возможно, сделка все-таки состоится, а профинансирует ее трейдер Vitol. В любом случае этот завод очень важен для страны, замечает итальянский журналист Сергей Иезуитов:
«На Сицилии перерабатывается пятая часть всей нефти, поступающей на территорию Италии. Так что можно представить, что это такое для экономики. Плюс там работает около тысячи человек, и если они останутся без работы, это будет, конечно, большая трагедия, и в основном это будет очень неприятная история для города, где расположен НПЗ на Сицилии. Ситуация, с другой стороны, странная, потому что, насколько я знаю из заявлений представителей завода и представителей властных структур итальянских, они, по-моему, не собираются прекращать работу даже после 5 декабря, когда вступает в силу эмбарго на поставки нефти в Италию. Такая ситуация, противоречивая. В общем, надо посмотреть».
Радикальнее всего проблемы решили в Германии, где власти уже взяли под контроль нефтеперерабатывающие активы «Роснефти». А еще нужно сложить пасьянс с поставками в Сербию, где есть НПЗ у «Газпромнефти». С 5 декабря нельзя будет привезти российскую нефть в Хорватию, откуда она транзитом идет на этот завод, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
«На НПЗ NIS («дочка» «Газпромнефти» в Сербии) нефть попадает транзитом через Хорватию, а с 5 декабря нельзя будет разгружаться в Хорватии. Единственный шанс загрузить сербский НПЗ — это доставить туда нефть транзитом через «Дружбу», соответственно через Беларусь, Украину, Венгрию. Из Венгрии нефть пойдет в Хорватию, там развернется по нефтепроводу и дойдет до Сербии. И Венгрия с Сербией обсуждают сейчас строительство прямого нефтепровода в 100 километров. Но морским транспортом нельзя будет завозить нефть в Европу, неважно, по какой цене. Поэтому тут проблемы создает не потолок цен».
Зато появилось примерное понятие об ограничении цены на российскую нефть. Американские СМИ сообщили, что прайс-кэп составит 60-70 долларов, что достаточно комфортно для российского бюджета. В США разрешили морские перевозки российской нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-2», в Японию. И для этих поставок не будет действовать потолок цен.
Заодно в Штатах разъяснили, что если сырье перерабатывается за пределами России, то на его экспорт прайс-кэп действовать не будет. Правда, для этого ее сначала нужно привезти для переработки, и вот на это потолок будет распространяться, если, конечно, страна, в которую ее привезут, присоединится к санкциям. И это должна быть именно переработка, а не смешение, но если в танкере будет минимальное количество российской нефти, то тоже потолка не будет. В общем, конструкция получается сложная, и, как она будет работать, все равно до конца непонятно.
Похожие статьи:
15 ноябрь 2022, Вторник
Как происходит импортозамещение в России в 2022 году
11 май 2022, Среда
Олег Царёв: Все делается, чтобы продемонстрировать противнику, что мы готовы платить и каяться, каяться и платить
16 ноябрь 2022, Среда
Итоги саммита «Большой двадцатки» для России
26 июль 2020, Воскресенье
Лев Вершинин: Плюс все признаки суверенитета